Предыдущая статья
К оглавлению газеты
Следующая статья

Девальвация в мире «трэш кэш»

    «Продолжаете ли Вы собирать сувенирные банкноты?» - спросил у автора этих строк радиофизик Е.А. Андриевский, когда-то подвигнувший меня на написание первой статьи о «мусорных деньгах».
    Еще бы! За последнее время изменился облик сувенирных денег, их полиграфическое исполнение (качество значительно улучшилось) и, что особенно интересно! – претерпели метаморфозу и сами жанры этого вида печатной продукции. Возникнув как разновидности пропагандистской листовки, «трэшеровский банкнот» превратился в забавный печатный сувенир. Он больше не агитирует нас сдаваться в плен, выдавать врагу партизан или встречать хлебом солью оккупантов. Сегодня псевдокупюра на плотной бумаге, прежде всего забавляет и развлекает нас. Именно поэтому у нее появилось еще одно шуточное название – «денежный прикол».
    И эти приколы перешли из мира двадцатого века в двадцать первый, из второго тысячелетия – в третье. При этом они прошли известную переоценку – ревальвацию – ну, совсем как в мире настоящих денег. Издатели поняли, что этот вид сувениров нельзя печатать на плохой бумаге тусклыми красками. Вот пусть эти шуточные псевдофальсификаты хоть чем то напоминают настоящие казначейские билеты.
    Это в полной мере относится к недавно выпущенному набору трэшеровских псевдознаков, но которых мы встречаем известных артистов, политических деятелей, а также киногероев. Например, агентов Малдера и Скалли. Впрочем, там не только люди, но и животные. Очень эффектно смотрятся на шуточных купюрах герои диснеевских мультфильмов. Словом, галерея изображенных здесь героев необычайна обширна.
    В этой галерее нашлось место даже для… В.И. Ленина. Да, через «трэш кэш» к нам возвращается лениниана, а ведь что только не писали о собирании предметов (главным образом марок) на ленинскую тему! Она и скучная, и оскомину всем набила, и не имеет шансов на «воскрешение». Оказывается, имеет! Но воскресает она не в традиционной филателии, и не на официальных российских банкнотах, а в прикольной сфере трэшеровских дензнаков. Отметим, что выполнены они на хорошем европейском полиграфическом уровне.
    Но с появлением на сувенирных деньгах А.С. Пушкина, Б.Н. Ельцина и В.И. Ленина из этой области отнюдь не ушли «долларовые персонажи» типа Бенджамина Франклина и Томаса Джеферсона. Привлекают наших издателей и другие американцы. Овальные медальоны с их портретами служат символом твердой валюты. Их часто помещают на купонах на скидку, издаваемых различными торговыми фирмами. Их встраивают в страницы журналов, телефонных справочников. Вырезаем такой купон вдоль пунктира и в руках у нас остается псевдобанкнот. И строгий взгляд Бенджамина Франклина способствует возникновению чувства уважения к этому купону.
    Школьникам особенно приятно, что на трэшеровских деньгах нашлось место для Бивиса и Баттхеда – героев известного мультсериала. Они предстают перед нами в неожиданном архитектурном антураже. Художник изобразил их гуляющими по Стрелке Васильевского острова. Да, да, они прибыли в город на Неве и с интересом осматривают набережную, здание Биржи. Интересно, о чем они при этом говорят? Трудно догадаться, ибо кто мог ожидать появления на денежных знаках таких неожиданных персонажей?
    А разве можно было еще несколько лет назад предвидеть, что появятся новые смешные денежные единицы (например «сотка бабок», «штука наших баксов»), а также фантастические финансовые учреждения-эмитенты (на одной красочной закладке читаем: «Билет конкретного банка»).
    Все эти уморительные изобретения издателей приколов обогащают нашу смеховую культуру. Даже священное для русского человека имя А.С. Пушкина смотрится среди портретной галереи на сувенирных деньгах как вполне уместные (одесситы выпустили «полушку», обыгрывавшую эпиграмму Пушкина на Воронцова)
    А можно ли прогнозировать будущее сувенирных купюр? Скорее всего, да, ибо этот объект коллекционирования все время меняется, поворачиваясь к нам новыми гранями. Он то пытается стать ёмкостью, для «вкраплений» из алкоголя, то, оставаясь плоским, вырастает до статуса агитационного плаката. Но чаще всего издатели радуют нас красочными закладками для книг.     Останутся ли они в рамках данного жанра или вечный процесс развития художественной культуры обернется дальнейшим видовым разнообразием? Может быть, все же, будущее «трэш кэш»  это жанр рекламной листовки? К тому же, могут появиться и новые, пока еще никому не ведомые функции сувенирных денег. И то, какими они будут, покажет время.
А. Дьяченко
Миниатюра №10 (50)


 

Сайт создан в системе uCoz