К оглавлению архива
Содержание

История ордена Красной Звезды.

    Орден Красной Звезды - один из первых советских орденов и второй из боевых по времени учреждения.
    Авторы проекта ордена - художник Куприянов В.К. и скульптор Голенецкий В.В.
    Первоначально орден носили на левой стороне груди. С июня 1943 года ордена, прикрепляемые на штифтах, переместили на правую сторону груди и ввели планки с лентами для ношения их взамен орденов и медалей на полевой и повседневной форме.
    Первым кавалером ордена Красной Звезды стал известный красный командир, командующий Особой Краснознаменной Дальневосточной армией, командарм 1-го ранга (впоследствии Маршал Советского Союза), Блюхер В.К. Он был награжден этим орденом в 1930 году за блестяще проведенную операцию по отпору китайской агрессии во время событий на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году. Орден Красной Звезды №1 был вручен Блюхеру 13 мая 1930 года.
    Вслед за Блюхером В.К. эти ордена получили все участники перелета советских самолетов - разведчиков по Ближнему и Среднему Востоку, в том числе журналист Михаил Кольцов.
    В числе первых награжденных орденом Красной Звезды были военнослужащие Мартинович К.Ф., Каруцкий В.А., Павлуновский И.П. и другие.
    Одним из первых награжденных орденом Красной Звезды был летчик-испытатель Козлов И.Ф. При испытании авиационной пушки АПК на опытном истребителе И-12 (АНТ-23) в результате разрыва диффузора повредилась система управления машиной. Летчик с огромным трудом привел самолет на аэродром. За этот подвиг Указом от 20 мая 1932 года Козлов был награжден орденом Красной Звезды № 27.
    В 30-х годах орден Красной Звезды нередко давался за поступки, не связанные непосредственно с ведением боевых действий. Вот один из примеров: экипаж самолета 256-й авиабригады в составе летчика Высокоса П.П. и штурмана Еренкова М.Д. во время полета обнаружил обрыв крепления лыжи шасси (полет проходил в зимнее время). Комсомолец Еренков выбрался на крыло и, удерживаемый руками Высокоса, устранил повреждение. За проявленное мужество и спасение самолета Еренков и Высокос были награждены орденами Красной Звезды.
    В 1935-1936 годах орденами Красной Звезды Советское правительство наградило большую группу командного, политического и технического состава РККА за успехи в овладении боевой техникой. Так младший танковый техник 134-й мехбригады Мартыненко П.Я. получил орден за подготовку 40 механиков-водителей танков, ставших отличниками боевой и политической подготовки. При этом его собственный танк проработал 1000 моточасов без аварий и поломок. Другой танкист, командир танка комсомолец Ошкадеров П.М. получил орден за общий безаварийный пробег танка более 21 тысячи километров. Он пробыл в танке 800 часов. Среди награжденных были и женщины. Командир эскадрильи Нестеренко М.П. с 1929 года летала на истребителе. Орден Красной Звезды она получила за высокое летное мастерство.
    Одним из первых коллективов, награжденных этим орденом, стала газета “Красная звезда” (Постановление ЦИК СССР от 27 декабря 1933 года) - за успехи в деле обеспечения боевой и политической подготовки Советской Армии. Позднее эта газета награждена также орденами Красного Знамени, Ленина и Октябрьской Революции.
    Газета под названием “Героическая красноармейская” удостоилась ордена Красной Звезды за участие в боях на Халхин-Голе. Эта газета принадлежала 1-й армейской группе, воевавшей с японцами летом 1939 года. Возглавлял газету бригадный комиссар Ортенберг Д.И.
    В 1935 году ордена Красной Звезды удостоился Ансамбль песни и пляски Советской Армии, позднее ставший и краснознаменным (в 1949 году).
    К началу Великой Отечественной войны орденом Красной Звезды было произведено более 21500 награждений (в том числе 17 частей и учреждений). Наибольшее число награждений (1935) связано с боями у озера Хасан в 1938 году.
    За заслуги и подвиги во время Великой Отечественной войны орденом Красной Звезды было произведено более 2 млн. 860 тысяч награждений.
    В числе награжденных орденом Красной Звезды 1740 воинских частей и соединений Советской Армии и Военно-Морского Флота (в том числе 14 чехословацких и польских частей, воевавших на территории СССР).
    После войны авторитет ордена несколько снизился вследствие того, что с 1944 года его начали вручать военнослужащим за выслугу лет (15 лет безупречной службы). Этот порядок был отменен лишь в 1958 году, что вновь подняло престиж награды.
    Нередко в послевоенное время военнослужащие награждались орденом Красной Звезды за спасение боевой техники, за быстрые и решительные действия в экстремальных ситуациях и другие самоотверженные поступки в небоевой обстановке. Некоторые награждения производились посмертно. Во время выполнения тренировочного полета на реактивном истребителе у курсанта Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков Кулинича В.Г. произошел отказ двигателя. Курсант направил машину на зеленое поле, пытаясь совершить вынужденную посадку. Когда земля была уже близко, летчик заметил работающих в поле людей. Ради их спасения он резко отвернул вправо, после чего самолет потерял скорость, свалился на крыло и разбился. Курсант Кулинич В.Г. посмертно награжден орденом Красной Звезды.
    Как было отмечено выше, орден Красной Звезды вручался соединениям, подразделениям и заведениям. В основном этим орденом награждались части, не принимавшие непосредственного участия в боевых действиях, а занимавшихся обеспечением, снабжением, ремонтом, оказанием медицинской помощи и прочими видами деятельности, способствовавшими успехам Красной Армии. Для примера назову некоторые из них:
  • 5-й, 21-й, 28-й и 56-й районы авиационного базирования (РАБ);
  • 403-й, 524-й, 552-й, 669-й, 671-й, 681-й, 702-й, 766-й, 895-й и 930-й батальоны аэродромного обслуживания (БАО);
  • 105-й горный инженерно-саперный батальон.

  •     В послевоенные годы ордена удостоились ряд военно-медецинских учреждений (Киевский окружной военный госпиталь, Харьковский военный госпиталь и др).
        Промышленные предприятия награждались орденом Красной Звезды довольно редко. Можно отметить Челябинский тракторный завод им. Ленина, награжденный в 1944 году. В том же, 1944 году, боевой орден был вручен даже московской киностудии “Центрнаучфильм”. Студия военных художников имени Грекова в 1965 году также удостоена ордена Красной Звезды. Центральный Военно-Морской Музей в Ленинграде и Центральный Музей Вооруженных Сил СССР в Москве получили ордена Красной Звезды в 1975 году.
        Кроме газет “Красная Звезда” и “Героическая красноармейская”, описаных выше, орденом был награжден журнал “Советский воин” (1944), газета ЦК ДОСААФ “Советский патриот” (1977) и несколько других изданий.
        В послевоенные годы было вручено около 900 тысяч орденов Красной Звезды (большинство из них - за выслугу лет).
        Любопытный случай награждения произошел в 1955 году. Многим известно о героическом бое российского крейсера “Варяг” и канонерской лодки “Кореец” с японской эскадрой 27 января 1904 года. Спустя пятьдесят лет в живых оставались еще 45 участников того трагического сражения. Всем им в знак признания их героического подвига и в связи с полувековым юбилеем этого события были вручены медали “За отвагу” в 1954 году. Некоторые из “варяговцев” год спустя (в 1905 году) принимали участие в восстании на броненосце “Потемкин”. Соответственно в 1955 году, в связи с 50-летием этого революционного события, им были вручены новые награды, но уже не медали, а ордена Красной Звезды. Так, бывший кочегар “Варяга” Петр Егорович Поляков был награжден в 1954 году медалью “За отвагу”, а в 1955 (как “потемкинец”) он получил орден Красной Звезды.
        Поскольку орден Красной Звезды мог вручаться вновь за новые подвиги и отличия, а также за выслугу лет, многие солдаты и офицеры были награждены этим орденом повторно. Мне известно о пятикратных кавалерах ордена. Так, пятью орденами Красной Звезды были награждены дважды ГСС генерал-майор авиации Степаненко И.Н., генерал-майор Моросанов И.А., летчик-испытатель ГСС полковник Якимов А.П.

        Всего за период с 1930 по 1991 год орденом Красной Звезды совершено около 4.000.000 награждений.




    Сайт создан в системе uCoz