К оглавлению архива
Содержание

ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ ОПРЕДЕЛИТЕЛЕМ

    Приступая к работе с определителем минералов и определителем пород, исходим из пункта с порядковым номером 1, напечатанным полужирным шрифтом на левой части страницы. В этом пункте под буквами а, б или в, напечатанными полужирным шрифтом, приводятся характерные признаки, среди которых отыскиваем тот, который соответствует определяемому минералу или породе. Против этого признака на правой части страницы после ряда точек приводится порядковый номер следующего пункта, к которому мы должны перейти. Таким путем следуем до тех пор, пока на правой части страницы не найдем название минерала или породы.
    В электронной версии определителя необходимо перейти по ссылке, соответствующей подходящему признаку. Следующий признак вверху страницы до нижней горизонтальной черты, выделен другим (белым или серым) цветом фона.

    Последовательность определения на основе одного ряда порядковых номеров была выбрана потому, что для школьного определителя она представляется наиболее наглядной и наиболее удобной.

    При первом упоминании названия минерала или породы дается описание, в котором можно найти также дополнительные признаки этого природного вещества, не использовавшиеся при определении. Если название минерала или породы повторяется в пунктах с более высокими порядковыми номерами, то после названия указывается в скобках номер пункта, где приводится описание. В электронной версии дополнительно выделяется значком
    И еще. К сожалению, в кодовой странице Win1251 нет знака, соответствующего знаку умножения (точке). Поэтому во всех химических формулах вместо нее употребляется знак *. Разумеется, это не соответствует действительности :-(

    При определении всегда делается запись о последовательности действий. Запись очень важна для контроля, особенно если имеются сомнения в правильности установления признаков и появится необходимость возвратиться к начальным пунктам.

    В качестве примера ниже приводится образец записи при определении гипса (определение № 1).

    По окончании определения следует проконтролировать его правильность. Нужно изучить описание свойств названного минерала или породы и сравнить их со свойствами определяемого природного вещества. Все свойства определенного природного вещества должны соответствовать описанию их в определителе, а также в других книгах.

Определение № 1

1. Имеет неметаллический блеск 61
2. В воде не растворяется 71
3. Не горит 73
4. При действии соляной кислоты не вскипает 84
5. Неземлистый 87
6. Не чертит стеклянную пластинку 88
7. Плотность менее 3 89
8. Не образует волокна или чешуйки 97
9. Дает белый осадок 98
10. Выделяет воду Гипс
    Если не все основные свойства определяемого вещества согласуются с описанием, то это может быть обусловлено следующим:
    а) допущена ошибка при определении какого-либо отличительного признака, что привело к неправильному результату. Необходимо проконтролировать все признаки, отмеченные в записи определения;
    б) очевидно, это разновидность правильно определенного вещества, которая не включена в определитель;
    в) определяемые минерал или порода не включены в настоящий определитель. Это относится к редким природным веществам, которые встречаются в единичных случаях и в ограниченном числе мест. Для их диагностики необходимо обратиться к одному из научных определителей, упомянутых в списке литературы.
    После правильного определения природного вещества следует по литературе более основательно познакомиться с его происхождением, местами нахождения, положением в классификационной схеме и, главное, с его практическим значением.
    При изучении мест нахождения можно использовать географические карты ЧССР и географический атлас мира.
    В заключение следует напомнить, что для получения точных результатов и обеспечения безопасности в работе по определению минералов (частично и пород) необходимо соблюдать следующие основные правила:
    а) работать всегда с небольшими количествами минералов и химических реактивов, особенно кислот;
    б) при реакциях в жидкой среде, особенно при нагревании, надо следить, чтобы устья пробирок не были направлены в лицо себе или соседу. Неожиданные выбросы жидкости возможны в первую очередь при нагревании концентрированных растворов и смешивании кислот с гидроксидами;
    в) всегда поддерживать полную чистоту на рабочем месте. Как можно меньше касаться руками определяемого минерала и приспособлений. Посуду перед употреблением ополаскивать дистиллированной водой, для вытирания предметов и рук употреблять полотенце. Совершенно недопустимо, например, перемешивать растворы, заткнув пальцем пробирку и переворачивая ее, даже если в ней нет кислоты, или сливать в бутылки с чистыми химикатами остатки их с подноса. Нет, видимо, необходимости также напоминать, что пробовать на вкус химикаты и неизвестные минералы опасно;
    г) все предметы всегда класть на определенные места. Пробирки с растворами ставить на штатив.
    Соблюдение всех этих правил поможет выработать точность в работе, которая важна как для безопасности, так и для быстроты получения результатов. Это особенно необходимо при коллективной работе в школе. При соблюдении рассмотренных правил и внимательном наблюдении за реакциями процесс определения будет вызывать живой интерес и приведет к хорошим результатам. И главное, что даже при таких простых лабораторных исследованиях приобретаются навыки к систематической и точной работе и расширяются знания о минералах и породах.
Вверх


Сайт создан в системе uCoz